У нас на повестке дня — спасение верного боевого товарища, моего робота-пылесоса Xiaomi модели Mirobot Vacumob. Два года этот малыш без устали наводил чистоту в моей берлоге, но вчера случилось непоправимое — он отказался вставать на зарядку. Думаете, я сдался? Как бы не так!
Знаете, в чем главное отличие людей от роботов-пылесосов? Мы не боимся копаться в своих внутренностях! Хотя, погодите-ка…
Диагностика проблемы: начало противостояния человека и машины
Итак, вот как все началось:
- Вчера, во время уборки, робот просигналил о низком заряде и поехал на станцию.
- Но не доехал. Остановился рядом, будто сдох.
Как истинный друг, я отнес его на станцию. Но робот начал сопротивляться — съезжал с зарядки, несмотря на мои героические попытки удержать его.
- В приложении появилось сообщение о невозможности зарядки. Это была последняя весточка от бедолаги.
- Сегодня робот вообще не реагировал на призывы к жизни.
Вариант 1 — простой
Бывает, что робот-пылесос приехал на зарядку, а потом уехал, не зарядившись. Зарядник подключен, и пылесос заехал на базу, но не заряжается. Казалось бы, какая может быть проблема, если все на месте? Однако есть один момент — колесико пылесоса.
Однако, когда мы снимаем колесико, чтобы почистить от пыли, то вставляя его обратно оно не заходит полностью! На самом деле это колесо нужно с силой надавить глубже до «щелчка».
Только тогда контакты на зарядной базе и роботе-пылесосе войдут в соприкосновение друг с другом. И тогда, о чудо, робот начнет заряжаться! Все просто.
Варант — 2. Операция «Вскрытие»: добираемся до сердца робота
Станцию проверил — напряжение есть. Вывод напрашивался сам собой: беда с аккумулятором. Что ж, будем оперировать! Глубоко в пылесос лезть не придется, все на поверхности. Для начала:
- Снимаем нижнюю крышку. Откручиваем винты, аккуратно отсоединяем веники (или как их там).
- Перед нами предстает блок аккумулятора. Извлекаем его на свет божий. Робота пока отставляем в сторону.
- На аккумуляторе видим стандартные клеммы. С ними и будем работать.
Диагностика аккумулятора: разбираемся, в чем проблема
Первым делом меряем напряжение на аккумуляторе. В идеале должно быть 14.4 Вольта, по 3.6 на каждую из четырех банок 18650. А по факту — жалкие 5 Вольт. Две банки приказали долго жить?
Не все так просто! Оказывается, в аккумуляторе установлена BMS — Battery Management System. Этакий Цербер, который следит за состоянием литий-ионных банок, контролирует заряд-разряд, и защищает их от перегрузок. Любой перекос — и BMS блокирует работу батареи.
Придется потрошить аккумулятор дальше. Отпаиваем BMS и меряем напряжение на каждой банке отдельно.
Результаты замеров:
- Банка 1: 3.8 Вольт
- Банка 2: 4.0 Вольт
- Банка 3: 3.4 Вольт
- Банка 4: 4.1 Вольт
То есть одна банка серьезно просела, остальные более-менее живые. Идеальный вариант — заменить весь аккумулятор, но у меня нет времени ждать доставку. Будем колхозить!
Операция «Франкенштейн»: оживляем аккумулятор
Внимание, сейчас дядя будет учить вас плохому! Берем мультиметр, переключаем его в режим измерения силы тока (по амперажу). Большинство тестеров рассчитано на 10 Ампер, но аккумулятор выдает больше даже в разряженном состоянии. Замыкаем щупы на контактах — недолго и очень аккуратно! Иначе предохранитель в тестере сгорит к чертям.
Одна банка совсем никакая. Будем менять. В закромах отыскался более-менее живой аккумулятор 18650. Теперь колдуем:
- Механически отрываем никелевые перемычки между банками. Аккуратно, чтобы не повредить их.
- Припаиваем новую банку на место умершей. Используем паяльную пасту и много олова. Нагревать аккумуляторы опасно, так что работаем быстро.
- Изолируем все изолентой. Примотал — и забыл.
- Припаиваем BMS обратно. Молимся, чтобы наши труды не были напрасны.
Момент истины: тестируем робота-пылесоса
Собираем пылесос, устанавливаем на место крышку и веники. Включаем…
Оно живое! Робот ожил, заряжается, ездит! Неделю уже пашет без нареканий.
Выводы: не бойтесь чинить технику сами!
Конечно, я не призываю всех бросаться перепаивать аккумуляторы в домашних условиях. Это опасно, если не знать тонкостей. Проще и безопаснее купить новую батарею. Но когда припекло — никто не запретит вам попробовать починить технику самостоятельно. Даже если вы в итоге отнесете робота в сервис, это будет ценный опыт.
Самое главное в таких экспериментах — аккуратность, внимательность и готовность остановиться, если чувствуете, что не справляетесь. Ну и изолента. Много изоленты!
А у вас были подобные случаи, когда приходилось срочно реанимировать технику? Расскажите в комментариях о своих победах и поражениях